Последние новости
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «БЕЛДИПЛОМ» - диссертационные, дипломные, курсовые, контрольные работы, рефераты
г. Минск, ул. Ленинградская, 5 оф. 31-2
(029) 503-76-12 MTC
(029) 380-76-12 Velcom
Skype: beldiplom.by
info@beldiplom.by
Вход для пользователей
Ваш email:
Пароль:
beldiplom.by » Влияние стресса на профессиональную деятельность менеджеров
Влияние стресса на профессиональную деятельность менеджеров

Введение.

 

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Однако существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека.

Автор теории стресса канадский психолог Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или бегству. Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма (например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса. Разработав теорию стресса, Г. Селье выделил в нем три фазы. Первая фаза — реакция тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности.

Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма, т.е. стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто налаживается. Однако если стресс продолжается долго, то ввиду ограниченности резервов организма неизбежно наступает третья стадия — истощение.

Стресс является составной частью жизни каждого человека, и без него нельзя обойтись так же, как без еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах работы и обучения. Однако стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, в противном случае может возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.

Крайне важно для человека уметь предупреждать и контролировать развитие стресса. Научитесь справляться с ним, и в вашей жизни будет меньше трудностей. Не нужно забывать, что наше здоровье в наших руках, а нервные стрессы – причина многих заболеваний. Наличие вредных привычек, в частности, злоупотребление алкоголем, тоже способствует усилению напряженности в отношениях и частым стрессам.

Не мешает помнить и о том, что только оптимистически настроенный человек способен противостоять негативному влиянию стресса. Нужно стараться перекрывать отрицательные эмоции положительными чувствами. Попытайтесь вспомнить о чём-то хорошем и светлом в вашей жизни, и это позволит переключить сознание на положительную тональность. А пессимист долго будет пребывать в стрессовом состоянии, «накручивая» и себя, и других. В связи с этим хочется вспомнить великого Шекспира, который считал, что нет событий плохих или хороших, таковыми мы их делаем в своём сознании. То есть, эмоциональный фон нашей жизни зависит от нас самих.

 


Влияние стресса на профессиональную деятельность менеджеров.

 

Стресс - результат непереносимого внешнего воздействия (давление), когда сложность проблем и давление обстоятельств становятся неприемлемыми, что приводит к ухудшению выполнения работы и не дает радоваться жизни в целом. Проблемы начинают возникать, когда давление становится слишком большим или продолжается слишком долго. Ситуация перестает быть приятной и становится угрожающей. Она уменьшает эффективность менеджера и делает менеджера и других несчастливыми (коллег, близких). Терпимое давление превращается в невыносимый стресс различными способами для разных людей. Давление (внешнее) в стресс (внутреннее состояние) переходит постепенно. Как правило, менеджер к стрессу приводит себя сам.

Согласно Минцбергу, менеджеры выполняют широкий набор ролей, которые могут быть объединены в три категории:

1. Межличностные роли: - глава, - лидер, - связующее звено.
2. Информационные роли: - собиратель, - распространитель, - представитель.
3. Роли по принятию решений: - инициатор, - устранитель проблем, - распределитель ресурсов, - ведущий переговоры.

 

По Ханди 5 общих причин возникновения стресса у сотрудников организаций:
1. Ответственность за работу других.

2. Инновационные функции.

3. Интегрирующие или пограничные функции.

4. Проблемы взаимоотношений.

5. Неопределенность карьеры.

Стресс связан с определенными управленческими ролями (ролевые конфликты и трудности).

Ханди выделил 4 ролевые источника конфликта или трудностей в общении:

1. Ролевая двусмысленность.

2. Несовместимость в выполнении ролей.

3. Конфликт ролей.

4. Ролевая перегрузка или неполная нагрузка.

Как только выяснены причины давления – Вы будете в состоянии взяться за решение проблемы. Стимул ответственности, достижения результата или личных целей и выполнение работы к определенному сроку привносят интерес и удовлетворение от работы. Однако, это давление может привести и к обратному результату – если оно становится чрезмерным и Вы больше не контролируете ситуацию, или если удовлетворение от достижения результатов не компенсирует стресс.

Действия по уменьшению стресса (по Ханди):
- активизация коллективной работы,

- создание «зон стабильности»,

- более широкий контекст понимания требований, возложенных на подчиненных,

- знание ролей и функций, ожидаемых от подчиненных,

- четкие приоритеты и адекватная нагрузка.

Это требует навыка управления своим временем (желание сравнивать факт и план): (Под управлением временем понимают индивидуальную способность организовывать себя на работе и в личной жизни. Вместе с тем – личная самоорганизация достаточно часто вступает в конфликт с отсутствием таковой у коллег, окружающих Вас) 

- планирование эффективного использования времени, 

- анализ текущего использования времени, 

- размышлять об отличии 2-х верхних пунктов, мониторинг вопросов себе,

 Можно сделать как тестовая анкета с вебе в % со следующими вопросами:

1.     Действительно ли все виды Вашей деятельности являются частью Вашей роли менеджера?

2.     Какие задания Вы должны выполнить прежде всего?,

3.     Тратите ли Вы слишком много времени на что-либо?

4.     Сколько времени Вы тратите, выполняя требования других?

5.     Сколько времени требуется на решение неожиданных срочных вопросов?

- изменяйте Ваше использование времени, 

- оценивайте регулярно Ваши успехи.

Расстановка приоритетов (заданий):

СРОЧНО / МЕНЕЕ ВАЖНО

СРОЧНО / ВАЖНО

МЕНЕЕ СРОЧНО / МЕНЕЕ ВАЖНО

МЕНЕЕ СРОЧНО / ВАЖНО

 

Закон Парето «80% на 20%».: 80% следствий в системе возникает из 20% причин. Сложность в затратности сил и времени: внимание, осознание, действие, коллективное действие. Менеджер не может быть таким доступным как хотели бы, однако он может достигнуть этого равновесия, если внимательно распланирует свое время. Это дело равновесия и компромисса.

Делегирование - есть ключевой навык менеджера, т.к. позволяет освободить время для других видов деятельности и развивать персонал.

Мэддокс выделил девять категорий работ для делегирования  (требует:

- целей, планирования, организации, мотивации, контроля - системы ОС):

- решения, принимаемые Вами наиболее часто,

- функции, в которых Вы являетесь экспертом,

- задания и проекты, в которых Вы наименее компетентны,

- функции, которые Вам не нравятся,

- работа, выполняя которую, сотрудники приобретают опыт,

- задания, добавляющие разнообразие,

- виды деятельности, которые расширяют фронт работ,

- задания, которые увеличивают количество людей, которые смогут выполнить важную работу,

- задания, дающие возможность поощрять творческие таланты.

Контур управления.

1) установите цели (цели результата – что мы достигаем, цели процесса – как мы будем это делать), SMART (цели должны быть): - конкретные, - измеримые, - согласованные, - реалистичные, - определенные во времени.

2)составьте план, определите параметры и критерии выполнения задачи (что мы намереваемся сделать и как мы узнаем, что мы этого достигли?),

3)проводите мониторинг движения к цели,

4)действуйте в соответствии с результатами мониторинга (откорректируйте задачи в п.2 или ничего не изменяйте п.3, или пересмотрите цели п.1).

При определении мероприятий по профилактике стресса – важно для себя определить, развитие каких навыков будет способствовать предупреждению стресса.

 Предупреждение стресса: 

- Поддержание здорового и сбалансированного образа жизни (питание, сон, отдых, физические упражнения). 

- Правильный баланс между домом и работой. 

- Убежище (зона стабильности). 

- Избегание чрезмерных нагрузок. 

- Сохранение оптимистического взгляда на жизнь. 

- Самоуправление, самоорганизация, самовосстановление. 

- Предупреждение проблем. 

- Реалистичность в ожиданиях относительно себя и окружающих. 

- Проблема в чрезмерных личных запросах. 

- Адекватная поддержка дома и в рабочих отношениях. 

- Наличие руководителя и системы ОС. 

- Мониторинг причин, запускающих цепную реакция стресса. 

- Использование посторонней помощи при необходимости.

    В работе причины стресса:

- недостаточность нагрузки, 

- недостаточно ясное понимание работником своей роли и места в процессе, коллективе – отсутствие четко установленных прав и обязанностей, 

- неясность задания, 

- отсутствие перспективы роста, 

- необходимость выполнения одновременно разнообразных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных, 

- отсутствия участия в принятии решений.

Универсальные страхи: - насмешка или осуждение (наказание, отвержение) – Европа.

- некомпетентен, неадекватен, фантазии – Америка.

 - конфессиональные.

Стресс (давление, напряжение с англ.) – состояние индивида, возникающее как ответ на разнообразные экстремальные воздействия. (Состояние – чувства, ощущения, мысли. Все вместе влияет на действия конкретного человека.)

Стресс – то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта, итог перегрузок. Стресс нормальности (США). Свойственен здоровым нормальным членам общества, людям, достигшим по объективным стандартам значительных стандартов. Выяснялось, что несмотря на все внешние успехи, их внутренний опыт был опытом напряжения, незащищенности и конфликта ценностей.

Модель формирования:
1. Пронизанная конкуренцией культура поощряет построение внешних фасадов, вывесок, упаковок.

2. Человек, которого окружающие считают преуспевающим, стремится любой ценой сохранить этот предназначенный для окружающих имидж.

3. Сомнения по поводу собственной личной адекватности заталкиваются внутрь, и бдительный страж противостоит любой неуверенности или дискомфорту, которые просачиваются наружу.

4. Этот процесс изолирует и уродует, поскольку в результате ограниченным оказывается общение не только с другими, но и с самим собой (доступ к саморегуляции).

5. Постепенно, чтобы избавиться от состояния беспрерывного самообвинения, такой преуспевающий индивид начинает и сам верить в реальность собственной упаковки и пытается бессознательно отбить внутренние и внешние атаки на этот образ себя.

6. Так достигается состояние равновесия, однако цена этого слишком велика: на поддержание межличностной и внутриличностной идентичности расходуется огромное количество энергии, которые в иных условиях могла бы быть вложена в самоактуализацию.

В нескончаемом поиске признания человек обращает взор во внешний мир, жертвуя своей креативностью. Межличностные отношения поверхностны и не приносят удовлетворения, проявления спонтанности гасятся - лишь бы на заученном фасаде не появилось и трещинки, человек избегает самораскрытия и воздерживается от конфронтации – чтобы обойти возможную ответную конфронтацию.

В человеческих отношениях ценится: межличностная честность и способность откровенно поделиться сомнениями в себе, рассказать о своих слабых местах. Стоит поощрять людей, чтобы они высказывали свои самые глубинные проблемы, пересматривали жизненные ценности и противоречия между своей личностью и стилем жизни, чтобы они встречались со своими ложными «Я», исследовали давно похороненные стороны себя. Возвращение к базовым сторонам человеческого существования имеет перед собой цель – укрепление личности в целом.

Человек – не машина, что отлично от механистической бихевиористской модели. Людей в подлинных человеческих отношениях не вознаграждают за материальные успехи, высокое положение в иерархии, высокую квалификацию в какой-то специальной области или стиль непоколебимого апломба и эффективности. Притворное удовлетворение собой не только излишне, но и обременительно. Действия из убеждения, что если сбросят фасад – за это придется дорого заплатить – унижение, отвержение и утрата социального или профессионального статуса. Необходимо экспериментировать с открытостью и отделять истинную ценность этой открытости от кажущейся ее цены. Очевидно, что раскрытие чувств и мыслей действительно сопряжено с определенным риском, открытием тех вещей, что принято держать в себе. Однако, обнаруживается, что человека принимают полнее, когда он полностью себя раскрывают, а не тогда, когда он держится за фальшивый образ, выставленный на показ. Острое ощущение изолированности так же смягчается, поскольку человек обнаруживает, что тайные сомнения и страхи универсальны. Осознание универсальных переживаний способствует дальнейшей откровенности, большему самораскрытию. Люди получают возможность ощутить богатство и глубину человеческой близости. Умение и разнообразие слов, передающих ощущение – снижает риски и последствия переживания стресса.

   Самодиагностика стресса. Проявления стресса и его признаки.

Физические - Мигрени или головные боли - Диарея, несварение, запоры - Бессонница - Утомляемость - Потеря аппетита

Психические - Неспособность сконцентрироваться - Навязчивое беспокойство - Паранойяльные мысли – восприятие себя в качестве жертвы

Поведенческие - Попытки проявить заботу, с несоответствующими этому чувствами и действиями - Уклонение от клиентов, коллег и трудных ситуаций - Избыточное употребление алкоголя, табака, переедание

Эмоциональные - Резкие колебания настроения - Нежелание вставать рано утром с постели - Приступы тревоги - Ненависть по отношению к клиентам.

Духовные - Забывание своей жизненной миссии, мечты, смысла, себя.

Тревоги и волнение – неотъемлемая часть человеческой жизни. Однако часто повторяющийся и продолжительный стресс на работе крайне вреден для психического и физического здоровья.

По данным новых исследований, длительный стресс и, связанная с ним гормональная перестройка, увеличивают риск возникновения инсульта, заболеваний желудочно-кишечной системы, нарушений сна, импотенции, бронхиальной астмы, приводят к повышению уровня «плохого» холестерина, ухудшают работу иммунной системы и ускоряют старение. Хронический стресс, особенно, у негативно настроенных людей, повышает риск инсулинорезистентности, предшествующей развитию сахарного диабета 2 типа.

Длительный стресс отрицательно влияет на психическую сферу: ухудшаются память и способность к концентрации, возникают депрессия, тревожность, гнев, раздражение.

К счастью, многих проблем можно избежать, если использовать специальные техники борьбы со стрессом. Исследованием этих техник занимаются специалисты из Массачусетской больницы (Бостон, США). «Победить хронический стресс помогают врожденные защитные механизмы.

С точки зрения физиологии, расслабление – это обратная сторона напряжения», - объясняет специалист по психосоматической медицине Herbert Benson, - «Для глубокого расслабления характерны такие процессы как снижение интенсивности обмена веществ и артериального давления, замедление дыхания и сердцебиения, расслабление мышц. Достичь глубокого расслабления можно разными способами».

Ученые рекомендуют применять следующий метод:

- Удобно сядьте и закройте глаза. Лучше выбрать тихое место.

- Постарайтесь постепенно расслабить все мышцы тела. Начните с ног и закончите шеей.

- Дышите спокойно и естественно. На каждом выдохе повторяйте выбранное слово или фразу.

- Постарайтесь войти в состояние полной пассивности. Не надо стараться или беспокоиться, хорошо ли вы справляетесь с упражнением. Когда в сознании возникают какие-то мысли, просто скажите себе «ну и пусть» и спокойно продолжайте повторять ключевые слова.

- Занимайтесь по 10-20 минут ежедневно. Время можно контролировать, периодически бросая взгляд на часы.

- Закончив упражнение, посидите спокойно еще около минуты. Позвольте мыслям постепенно вернуться в сознание.

- Выполняйте упражнение один или два раза в день. Хорошо заниматься, например, перед завтраком или ужином.

 

 

Заключение.

 

Каждый раз, когда человека отвлекают от текущего занятия, ему требуется, в среднем, 25 минут, чтобы снова к нему вернуться. Таким образом, работа в современном офисе напоминает прыжки камушка по воде: работать получается лишь урывками, в короткие промежутки между длительными паузами отвлекающих факторов.

Нельзя сказать, что это нравится людям. Проведенные опросы показали, что большинство из них предпочли бы работать спокойно, уделяя проекту более длительные промежутки времени. Но не получается. Современный стиль бизнеса диктует совершенно другие нормы. На письмо нужно немедленно ответить. Телефонный звонок невозможно отложить. Мгновенные IM-сообщения на то и мгновенные, что требуют немедленного ответа.

Многозадачность офисного работника - это нормальное явление. В терминологии компьютерной социологии такой стиль работы называется "помехозависимым" (interrupt driven). Отвлекающие факторы, помехи - это, зачастую, и есть сама работа.

 

 

 

 

Литература:

 

1.     Ализар А. «Стресс и психосоматика».

2.     Милашевский А. «Стресс и менеджер».

3.     Немов Р. «Психологическое консультирование».

4.     Петровский А. «Психология».


2009 © ОЦ “Белдиплом”

Rambler's Top100 Каталог TUT.BY Расчет ЕРИП
(029) 503-76-12 MTC
(029) 380-76-12 Velcom
info@beldiplom.by